grumblerr: (Default)




Замкомбрига был только назначен к нам по окончании Военно-Морской академии. Не знаю уж, чем он там провинился, а может просто с успеваемостью у него было не все в порядке. Однако, после того, как его научили водить флоты и эскадры, топить вражеские авианосцы, стирать с лица земли города и военно-морские базы противника, назначен он был на бригаду подводных лодок проекта 613, самой молодой из которых перевалило за тридцать. Бригаде и всем ее лодкам оставалось жить уже меньше двух лет и ее стратегическая роль в морском противостоянии двух сверхдержав к тому времени настолько померкла, что вообще не просматривалась.

И вот вскоре после его назначения, пошли мы с ним в автономку. Это была самая последняя (уже не крайняя, а именно последняя) боевая служба подводных лодок этого проекта. Он – старшим, как и положено, с молодым командиром. Я – обкатывал молодого штурмана.

Начальник штаба флота в инструктаже командира перед боевой службой сказал примерно следующее:

- Ну, вы там, давайте, осторожнее. Лодка хоть и надежная, но матчасть уже изношена. Ваша главная задача – вернуться без аварий и происшествий. Ясно?

- Так точно!

- Какая у вас рабочая глубина погружения?

- По проекту – 170 метров, в настоящее время ограничена до 120-ти.

- Так, ладно. Устанавливаю вам максимальную глубину погружения на боевой службе не более 100 метров. Рисковать не будем. Э-э-э... сколько, говоришь, лет твоей лодке?

- Тридцать четыре.

- Восемьдесят метров! Понял? И глубже чтоб не лезть!

Так и записали в боевое распоряжение.

Ну, вышли, отошли немного от предпоходовой нервотрепки, жизнь и служба вошла в нормальное русло. И стал я временами замечать странное томление в глазах замкомбрига. В такие моменты начинал он вспоминать академические занятия, да какие там карты рисовали, да какие решения на ведения боевых действий принимали, да как здорово они супостата на этих картах громили. Я поддакиваю: мол, конечно, высших материй коснулись, там, да, а у нас, что тут... мелочи тактические. Осуществляем противолодочный поиск по маршруту патрулирования, хрен кого найдем, конечно.

Наконец, однажды замкомбрига решает:

- Ладно, нефиг тут. Будем готовить отчет по нашей боевой службе как положено! Чтоб со всеми расчетами, вероятностями и минимаксами! Чтоб карту по правилам и красиво оформить и чтоб поняли там, на флоте, что и на нашей бригаде не лаптем щи хлебают, а умеют воевать грамотно, по науке!

- Ну, что Вы, Сергей Юрьевич, - говорю, - Карту, конечно, разрисуем всеми цветами радуги, и все будут довольны, не впервой. Вот только с расчетами – что мы расчитать-то можем? Дальность обнаружения у гидроакустики лодок супостатов кроет нашу как бык овцу. Пока мы их услышим, они по нам пять раз могут в атаку выйти. Так что расчет у нас один – в случае начала боевых действий геройски погибнуть!

- Нет, нельзя так. Тогда наша боевая служба вообще смысла не имеет. Надо показать, что вероятность обнаружения нами лодок противника на маршруте есть. Пусть небольшая, но мы должны ее обосновать. Вот есть же в Тактическом Руководстве формулы. Надо по ним считать.

- Там чистая математика, ее не обманешь. Если реальные цифры закладывать, все равно ничего не выйдет.

- Да, вижу, вы тут на своих лодках мхом поросли и не желаете даже знать, что можно воевать по науке и обосновывать свои действия точными расчетами и теорией.

Ну, в общем настоял на своем замкомбрига, начали считать. И, само сабой,упираемся в конце концов в то, что надо вычислять арксинус от величины 1,43.

- Ну вот,- говорю,- приехали. От минус единицы до плюс единицы – мы еще можем победить. А так – выходит полный кирдык нам. Шансов нет. Даже теоретически.

Надо отдать должное, замкомбрига не стал рубить шашкой сплеча. Не стал он и вспоминать бородатый анекдот, что в войну синус доходил до четырех. Просто крепко задумался он. Дня на три. Потом и говорит мне наедине:

- Тут вот какая штука... Надо бы все же довести до конца расчеты. Ладно, ладно... Я прекрасно все понимаю. Но результат надо получить. Мне все же не век на этом старом железе... в общем, будем считать, что в учебных целях. Все равно ведь наша автономка – последняя. Никакого вреда конечные цифры никому не принесут, а отчет выйдет солидным. Я думаю, так: единицу отбрасываем и продолжаем расчеты строго по формулам.

Ну, что тут будешь делать! И смех и грех. Посчитал я все до конца по предложенной «методике». Получилось дейсвительно красиво. Схемы, графики, диаграммы – все было очень убедительно. Даже не жалко труда. Подумаешь, единица какая-то затерялась! Зато доклад прошел на высшем уровне.

Самое смешное – обнаружили мы все же лодку супостата в той автономке. И даже не контакт привезли, а контактище – почти целых четыре часа! За такое в былые времена командирам ордена давали. Но это уже другая история.

А Сергей Юрьевич стал вскоре комбригом. А потом и выше пошел. Вот, что значит академическое образование, приложенное к повседневной практике должным образом!

Profile

grumblerr: (Default)
grumblerr

January 2020

M T W T F S S
   12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Monday, 7 July 2025 12:57
Powered by Dreamwidth Studios